В социальных сетях

«За» и «против» прививок

Если говорить кратко и не очень научно, смысл вакцины заключается в следующем. У каждого микроба или вируса есть те части, с помощью которых он обеспечивает себе существование, вызывая нарушения в человеческом организме. Но возбудитель болезни имеет и части, по которым его «опознаёт» иммунная система человека. Такие части называются антигенами.

При попадании их в организм развивается клон иммунных клеток (В-лимфоцитов), отвечающих за выработку особых белков — антител. Антитела связываются с антигенами и обезвреживают возбудителя. Чем раньше развивается иммунный ответ, чем больше вырабатывается антител, тем успешнее и быстрее организм справится с болезнью. Через некоторое время после выздоровления антитела исчезают, но остаются так называемые «клетки памяти» — В-лимфоциты, обладающие способностью вырабатывать антитела именно против этого возбудителя.

Прививки существуют уже более ста пятидесяти лет. И все это время вокруг них не утихают споры: нужны ли они или нет. Каждая мама, качая свою новорожденную крошку, мечтает о том, что ее сын или дочка вырастет успешным, удачливым, здоровым, счастливым человечком. Как хочется уберечь своего малыша от всех невзгод и опасностей, поджидающих его в этом большом мире, «подстелить соломки «в местах возможного его падения… Я убеждена, что профилактические прививки — это одна из тех самых соломинок, „подстелив“ которую, мы убережем наших малышей от многих проблем.

Прививать или не прививать ребёнка?

Сейчас стало довольно распространённым явление отказа от прививок по различным мотивам, некоторые даже стараются придать этой проблеме религиозную окраску. «Я вам задам один вопрос. Готовы ли Вы, видя умирающей свою дочку от болезни, против которой можно было бы сделать прививку, благодарить Бога и не жалеть о том, что такой прививки Вы не сделали?» (из ответа священика Владислава на вопрос о том, следует ли прививать ребёнка) Если говорить кратко и не очень научно, смысл вакцины заключается в следующем. У каждого микроба или вируса есть те части, с помощью которых он обеспечивает себе существование, вызывая нарушения в человеческом организме. Но возбудитель болезни имеет и части, по которым его «опознаёт» иммунная система человека. Такие части называются антигенами. При попадании их в организм развивается клон иммунных клеток (В-лимфоцитов), отвечающих за выработку особых белков — антител. Антитела связываются с антигенами и обезвреживают возбудителя. Чем раньше развивается иммунный ответ, чем больше вырабатывается антител, тем успешнее и быстрее организм справится с болезнью. Через некоторое время после выздоровления антитела исчезают, но остаются так называемые „клетки памяти“ — В-лимфоциты, обладающие способностью вырабатывать антитела именно против этого возбудителя. При повторном попадании его в организм „клетки памяти“ тут же „узнают“ его, и болезнь либо не развивается, либо протекает очень легко. Этот приобретенный иммунитет в зависимости от особенностей микроорганизма и организма человека может сохраняться либо непродолжительное время, либо годы или даже всю жизнь. Вакцина представляет собой либо ослабленный или убитый микроорганизм, либо его антигены. При её попадании в организм образуются те же антитела и „клетки памяти“, что образовались бы при попадании полноценного возбудителя — формируется иммунитет. Разница лишь в том, что человек не заболевает. Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок — вирусы (например, возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) и бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции). Существует такое понятие, как „коллективный“ иммунитет. Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (неиммунизированных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии. Например, если только один ребенок невакцинирован, а все остальные получили прививку, то невакцинированый ребенок хорошо защищен от болезни (ему не от кого заразиться). Если же количество невакцинированных людей возрастает, то возрастает и вероятность заболеть.

Сейчас по всей стране время от времени отмечаются вспышки дифтерии, кори, полиомиелита и других детских инфекций среди молодых людей. Многие врачи-инфекционисты склонны связывать это явление с отсутствием своевременной вакцинации у всё большего количества населения. В конце 80-х годов охват детей прививками сократился до 65–70%, и в результате в — девяностых мы получили беспрецедентную эпидемию дифтерии (против нее к тому времени вакцинировали 30 лет, и давно не было заболеваний). Заболели более 120 тысяч человек, из них более пяти тысяч умерли“ Неверно было бы считать прививки панацеей от инфекционных болезней. Если бы всё было так просто, этих болезней уже давно бы не существовало. На самом деле мы сталкиваемся с тем, что у нескольких процентов людей в силу не всегда объяснимых причин при вакцинации иммунитет не вырабатывается. У тех людей, у которых он всё же выработался, степень иммунной защиты различна по напряжённости и длительности. Это зависит не только от вакцины, но и от особенностей человеческого организма.

Прививки от некоторых заболеваний действуют так, что человек всё же заболевает, но в лёгкой форме. Кроме того, существуют и осложнения вакцинации. К счастью, они встречаются достаточно редко. Среди них можно выделить как индивидуальную непереносимость (что связано с особенностями организма, такая реакция может возникнуть на любое лекарство, на многие продукты питания), так и специфические для данной вакцины реакции. Но, опять-таки, возникают они лишь у небольшого процента привитых. Чаще всего это обусловлено какой-либо уже имеющейся патологией.

В принципе, полезно было бы делать некоторые обследования перед вакцинацией, но тут возникает проблема недостатка средств. Ни для кого не секрет, что медицина, за исключением некоторых национальных программ, финансируется, мягко говоря, недостаточно. Поэтому врачи склонны обследовать только тех людей, у которых они заподозрили предрасполагающие факторы к развитию осложнений. Также иногда приходится слышать об осложнениях при неправильном хранении или введении вакцины, но это характеризует с отрицательной стороны не сам метод, а отдельных медработников. К сожалению, такое бывает.

Что касается обвинений в том, что вакцины не проверяются — это неправда. Ни одно лекарственное средство, в том числе вакцина, не будет зарегистрировано и разрешено к применению без тщательного контроля соответствующих служб. Так делать или не делать?

Продолжение следует.

Сделано в студии Пушкина в 2014 году