Поликлиника с 31.12.2019 не работает

В социальных сетях

Нервно-психическое развитие детей до года

Всесторонний, внимательный, глубокий анализ психического развития детей является предметом исследований многих специалистов: врачей психологов, воспитателей.

Врачу педиатру, для решения задач комплексной оценки состояния здоровья ребенка, необходимо знание основных критериев нормы развития психики и моторики в каждом возрастном периоде ребенка.

Выделяют следующие основные периоды развития ребенка:

  • Младенческий (с 0—1 года)
  • Детский ранний возраст (с 1—3 лет)
  • Предшкольный (с 3—5 лет)
  • Дошкольный (с 5—7 лет)
  • Младший школьный возраст (с 7 — 11 лет)
  • Подростковый (с 11—15 лет).


Подробно остановимся на развитии ребенка в младенчестве. В основном педиатр получает информацию от родителей ребенка, из наблюдения за ним во время приема у врача, анализом социума, который окружает малыша. За первый год своей жизни ребенок проделывает грандиозный, по значению и по достижениям, путь развития. И у каждого ребенка он индивидуальный! 

  • уже десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;
  • в 1 месяц — прислушивается к громким звукам, голосу матери; появляется первая улыбка; лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку
  • в 2 месяца — начинает произносить отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним; 
  • в 3 месяца — долго лежит на животе, опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживает её в вертикальном положении; в 3,5 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью
  • в 4 месяца, увидев мать, происходит комплекс оживления. Малыш громко смеётся в ответ на обращение, гулит подолгу. Рассматривает и захватывает висящую игрушку;
  • в 5 месяцев — отличает близких людей от чужих; различает строгую и ласковую интонацию матери; берёт игрушку из рук взрослого; ловко переворачивается; устойчиво стоит при поддержке, пытается есть с ложки полугустую пищу;
  • в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пытается ползти, начинает произносить отдельные слоги (лепет), пытается пить с кружки; 
  • в 7 месяцев — стучит игрушкой; хорошо ползает; сидит сам; на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящейся постоянно в определенном месте (часы, окно); 
  • в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками, подражая действиям взрослого: катает, стучит, встаёт в кроватке, «стряпает ладушки», «делает фонарики». Любит погрызть корочку хлеба, яблоко; 
  • в 9 месяцев — узнаёт и радуется; переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками; многократно повторяет слоги (па-па, ма-ма); 
  • в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;
  • в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пытается делать первые шаги, произносит первые слова (дай, на, ав, мама, баба, би-би);
  • в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками — кормит куклу, баюкает, катает машинку. Ходит самостоятельно, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Врач педиатр определяет, отстаёт или опережает ребенок своих сверстников в тех или иных навыках развития. Советует родителям как помочь развить у ребенка мелкую моторику, освоить новые движения, научиться воспринимать и различать основные цвета и звуки, узнавать и различать предметы.

Несмотря на малый возраст, годовалый ребенок уже имеет свои индивидуальные особенности, виден его темперамент, простейшие навыки, вкусы.   

Если педиатр отмечает какие-то отклонения в нервно-психическом развитии ребенка до года, направляет к специалистам для коррекции проблемы: детскому неврологу, психологу, при необходимости, уже эти специалисты проводят коррекцию либо с помощью медикаментов, или психологическую коррекцию.

Квалифицированную помощь можно получить в семейной поликлинике «Доктор — опыт и компетентность».

Сделано в студии Пушкина в 2014 году