Синдром хронической усталости
Впервые «синдром хронической усталости» (Chronic fatigue syndrome), как отдельный диагноз, был предложен в 1988 году, а уже к 1990 году американцы зарегистрировали более чем 100 000 случаев проявления этого заболевания, из которых 80% касались женщин.
Единственный институт, изучающий эту проблему, создан в США. По его данным, количество страдающих синдромом в Штатах достигло 1,5 миллионов, 0,6% населения. Предполагается, что в будущем заболеют не менее 1,5% жителей планеты. Этот центр занимается путями диагностики нового массового заболевания, которое достаточно сложно определить,
История возникновения
Синдром начал развивался в период с 70–80 годов
Хроническая усталость — это такое состояние человека, при котором иммунная система не способна бороться с различными рецидивирующими вирусами, микроорганизмами, и большим количеством самых разнообразных микробов и паразитов, тогда когда иммунная система здорового человека легко справляется с этими недугами. Хроническая усталость может характеризоваться самыми различными симптомами, начиная с плохого настроения и заканчивая чувством сильной усталости.
Как показывает практика, больные хронической усталостью часто жалуются на боли в мышцах и слабость. Недостаток энергии и сонливость в течение месяцев и годов — это явный признак хронической усталости. Многочисленные проведенные тесты показали, что наиболее подверженными этой болезни являются женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Чаще всего это люди, которые многого добились в обучении, люди которые много занимаются умственным трудом. Любой человек, который страдает повышенной утомляемостью, как минимум, полгода, наверняка, болен хронической усталостью. В итоге, хроническая усталость требует от больного человека очень больших усилий для решения сложных задач, нарушается память, а далее появляется бессонница и чувство страха без причины. При постановке окончательного диагноза возникает определенная сложность.
Усталость — субъективный признак, характерный и для других заболеваний: анемии, лейкоза, гипотиреоза, недостаточности митрального клапана, болезням Альцхаймера и Ходжкина, амиотрафического склероза и др. Ошибка при постановке диагноза с последующим выбором неэффективной терапевтической стратегии может привести больного к серьезным психическим заболеваниям (шизофрения, МДС) или к полной потере физической работоспособности.
Причины возникновения
В настоящее время предложено множество теорий патогенеза СХУ. Одни из них основываются на инфекционной вирусной этиологии СХУ, другие — на психических нарушениях, как основе данного патологического состояния.
Некоторые авторы считают, что СХУ является следствием только психиатрической патологии: соматизированных расстройств, «больших» или атипичных депрессий. Эта точка зрения основывается на большей представленности эпизодов аффективных расстройств, «больших» депрессий в анамнезе (50–75%) у больных с СХУ по сравнению со здоровыми лицами или больными другими хроническими заболеваниями. Генерализованные тревожные и соматоформные расстройства также чаще встречаются у больных с СХУ, чем в общей популяции (до 30%). В большинстве случаев, но не во всех, аффективные расстройства предшествовали дебюту СХУ.
В некоторых работах обсуждаются, как факторы патогенеза, повышенное образование молочной кислоты в ответ на физическую нагрузку, нарушение транспорта кислорода к тканям, снижение числа митохондрий у больных СХУ.
Проведенные исследования зарегистрировали нарушения мозговых функций, нейроэнодкринной сферы, архитектоники сна, иммунные нарушения, эмоционально — личностные особенности у больных СХУ.
У людей, страдающих хронической усталостью, в крови повышен уровень мелатонина — гормона, производимого в эпифизе и, вероятно, влияющего на суточные биоритмы организма. Среди других возможных причин возникновения синдрома хронической усталости называют отравление пестицидами или свинцом, а также пониженный уровень эстрогена.
Заболевание всегда начинается с длительного стресса, влияющего на нервную систему. Стрессом может стать постоянное недосыпание, излишняя перегрузка, вызвавшая включение резервов организма для приспособления к сложным условиям, банальное переутомление. Обычно стресс является нормальной защитной реакцией организма, заболевания же вызываются только экстремальным и длительным стрессовым состоянием. Любой подобный стресс — это, прежде всего, ситуация, в которой нервная система отдает организму команду на выработку стрессовых гормонов, улучшая тем самым его защитные реакции. А эти защитные реакции человека, как и любого животного — включение дополнительных возможностей «драться, бегать и прыгать».
Иммунитет отвечает на стресс, вырабатывая все новые и новые иммунные клетки. При излишней продолжительности стрессового состояния, иммунная система истощается, ведь к ней предъявляются слишком высокие требования. Иммунитет не может защитить организм даже от самых простых микробов, которые постоянно и везде воздействуют на человека. Таким образом,
Ко всему прочему, агрессия иммунитета не останавливается на мышцах, а атакует еще и нервную систему, которая в результате этого, получает еще больший стресс. Ввиду этого продолжается постоянное избыточное выделение гормонов стресса, которое, как в замкнутом круге, симулирует истощенную нервную систему, что приводит к повторению цикла.
К сожалению, почти в половине случаев анализы и обследования не определяют точно причину болезни. Медики на основании клинических исследований считают синдром хронической усталости заболеванием вирусным, поражающим иммунную, нервную и мышечную системы.
Окончательно природа синдрома хронической усталости не изучена. Многие указывают на вирус герпеса, точнее, герпесвирус человека Ns6, который активизируется при благоприятных для него условиях, поражая центральную нервную систему. Часть ученых виновниками синдрома считают другие вирусы: респираторные, ветряной оспы, коксаки, ретровирусы — вирусы разного происхождения, которые порой живут в организме годами, не проявляя себя. Старт им могут дать депрессия, нарушение сна, неправильное питание, малоподвижный образ жизни, нехватка свежего воздуха и солнечного света.
В настоящее время нет свидетельств о специфической вирусной инфекции при СХУ. Некоторые пациенты вообще не имеют признаков вирусной инфекции. Скорее всего, гетерогенная группа инфекций может являться триггером и поддерживающим фактором СХУ. Интересна гипотеза российских ученых: страдающие СХУ — это люди с уязвимой нервной системой и врождённой иммунной слабостью. А украинский ученый К. Логановский отмечает, что «воздействие малых доз радиации в сочетании с психологическим стрессом является фактором развития синдрома у пострадавших от чернобыльской катастрофы». В настоящее время большинство исследователей склоняется к мнению, что СХУ — состояние со сложной, мультифакториальной этиологией, является гетерогенным расстройством с психофизиологическими нарушениями, проявляющимися одинаковыми или схожими симптомами.
Сайт Аbout.com приводит итоги наблюдения синдрома хронической усталости в 4 крупных городах США, обнародованные Американским центром контроля и профилактики заболеваний. Исследования выявили закономерности распространения недуга. Более эмоциональные и внушаемые по природе женщины страдают от него в 2–3 раза чаще мужчин. Синдром хронической усталости поражает в основном людей трудоспособного возраста старше
Ведь умственные нагрузки изматывают больше физических. Головной мозг составляет 2–2,5% веса тела, а потребляет около 20–25% энергии организма. Повышенная утомляемость и постоянное чувство усталости — распространенные жалобы, предъявляемые пациентами на приемах врачей различных специальностей. Представленность этих жалоб в общей популяции, по данным различных авторов, колеблется от 10 до 20% в зависимости от методов оценки. Хроническую усталость можно охарактеризовать, как состояние потери активности и способности продолжать какую- либо деятельность. Она влияет на физические и интеллектуальные способности, снижая качество жизни. Пациенты, ощущающие хроническую усталость, часто жалуются на нарушения сна, раздражительность, снижение памяти, внимания, трудность усвоения информации, сексуальные нарушения.
Если чувство утомления, недостатка энергии, не связанное с повышенной физической нагрузкой, продолжается более 6 месяцев, дестабилизирует человека и сочетается с другими характерными симптомами, следует обсуждать наличие синдрома хронической усталости. СХУ наиболее часто подвержены женщины 30–40 лет, достигшие успехов в карьере («синдром менеджера»).
Как указывает само название, чувство постоянной усталости и повышенной утомляемости — главный симптом СХУ. Также пациенты часто жалуются на «предболезненное» состояние, внезапно возникшую «слабость, разбитость», напоминающую проявления «гриппа, простуды». Больные указывают, что физическая нагрузка усиливает чувство усталости. Многие пациенты с СХУ предъявляют жалобы на снижение аппетита, тошноту, усиленное (профузное) ночное потоотделение, головокружение, непереносимость алкоголя. Почти все пациенты с СХУ обращают внимание на уменьшение социальной активности, около трети из них не могут вообще выполнять работу, другая треть работает неполное рабочее время.
Проявления хронической усталости, равно как и сам СХУ, часто сосуществуют с фибромиалгией, синдромом раздраженной толстой кишки, болевой дисфункцией височно — нижнечелюстных суставов. Наиболее хорошо изучены взаимоотношения СХУ и фибромиалгии — заболевания, характеризующегося наличием чувствительных точек (tender points) и диффузным болевым синдромом. 20–70% пациентов с фибромиалгией соответствуют также критериям СХУ, и соответственно 35–70% больных с СХУ имеют признаки фибромиалгии.
В настоящее время предложено множество теорий патогенеза СХУ. Одни из них основываются на инфекционной вирусной этиологии СХУ, другие — на психических нарушениях, как основе данного патологического состояния. Вирус Эпштейна — Барра, цитомегаловирус, вирусы простого герпеса I, II, VI типов, вирус Коксаки, гепатит С, энтеровирус, ретровирус наряду с прочими обсуждались в качестве этиологических факторов СХУ. В настоящее время нет свидетельств о специфической вирусной инфекции при СХУ. Некоторые пациенты вообще не имеют признаков вирусной инфекции. Скорее всего, гетерогенная группа инфекций может являться триггером и поддерживающим фактором СХУ.
Некоторые авторы считают, что СХУ является следствием только психиатрической патологии: соматизированных расстройств, «больших» или атипичных депрессий. Эта точка зрения основывается на большей представленности эпизодов аффективных расстройств, «больших» депрессий в анамнезе (50–75%) у больных с СХУ по сравнению со здоровыми лицами или больными другими хроническими заболеваниями. Генерализованные тревожные и соматоформные расстройства также чаще встречаются у больных с СХУ, чем в общей популяции (до 30%). В большинстве случаев, но не во всех, аффективные расстройства предшествовали дебюту СХУ.
В некоторых работах обсуждаются, как факторы патогенеза, повышенное образование молочной кислоты в ответ на физическую нагрузку, нарушение транспорта кислорода к тканям, снижение числа митохондрий у больных СХУ.
Проведенные исследования зарегистрировали нарушения мозговых функций, нейроэнодкринной сферы, архитектоники сна, иммунные нарушения, эмоционально — личностные особенности у больных СХУ. В настоящее время большинство исследователей склоняется к мнению, что СХУ — состояние со сложной, мультифакториальной этиологией, является гетерогенным расстройством с психофизиологическими нарушениями, проявляющимися одинаковыми или схожими симптомами.
Основными клиническими симптомами проявления синдрома хронической усталости в настоящее время принято считать трудность концентрации внимания, общую слабость, утомляемость, головокружение, сонливость, склонность к липотимическим состояниям и синкопам. Данные симптомы, как предполагают, являются следствием функциональных нарушений центральной нервной системы, однако патофизиология этих расстройств остается неизвестной.
Проблемы, связанные с когнитивной сферой, в наибольшей степени дестабилизируют состояние больных с СХУ. Около 85% больных активно жалуются на нарушение внимания, снижение концентрации, расстройства памяти. Психологические исследования подтверждают умеренные, но достоверные снижения оперативной памяти и нарушение процессов восприятия информации. Однако предполагается, что состояние дистресса или психиатрическая патология могут быть причиной этого когнитивного дефицита.
Высказывают мнение, что астенические проявления и умеренные нарушения в психической сфере при СХУ могут быть связаны с хронической церебральной гипоперфузией, так как СХУ очень часто сочетается с хронической артериальной гипотензией. Гипоперфузия клеток мозга приводит к изменению нейротрансмиттерной функции и, как следствие, к депрессивным и тревожным расстройствам. Данная точка зрения подтверждается результатами исследований с применением фотон — эмиссионной томографии (single photon emission computed tomography — SPECT), при которых было получено снижение уровня регионального церебрального кровотока по сравнению со здоровыми испытуемыми. Гипоперфузия ЦНС при SPECT — сканировании выявлялась чаще у больных с СХУ по сравнению со здоровыми испытуемыми и больными депрессией.
У больных с СХУ выявлены нарушения гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы и серотониновых систем регуляции вследствие, как предполагается, изменения физиологической реакции на стресс. У трети пациентов с СХУ определяется снижение уровня кортизола. Причиной гипокортизолизма считают не первичное поражение коры надпочечников, а нарушения ЦНС. Прием агонистов серотонина приводит к достоверному повышению уровня пролактина в сыворотке крови у больных с СХУ в отличие от здоровых и больных депрессией, что свидетельствует о нарушении функции серотониновых систем. Больные депрессией имеют противоположный паттерн — гиперкортизолизм и сниженную серотонинобусловленную реакцию пролактина.
Симптомы синдрома
Диагностические критерии синдрома хронической усталости (Fukuda K, et al. 1994):
У — усталость. Выявляемая клинически, не имеющая объяснений, постоянная или периодически возникающая в течение 6 месяцев или более:
- Имеет определенное время начала;
- Не является результатом нагрузок;
- Не проходит после отдыха;
- Приводит к существенному снижению профессиональной, интеллектуальной и социальной личностной активности.
Другие симптомы
Четыре или более из перечисленных признаков, существующих наряду с усталостью или персистирующих в течение шести месяцев и более, но не предшествовавших усталости:
- Снижение кратковременной памяти и концентрации внимания;
- Признаки воспаления верхних дыхательных путей (фарингит);
- Болезненность при пальпации шейных или подмышечных лимфатических узлов;
- Боли в мышцах;
- Боли в суставах без признаков артрита;
- Головная боль нового для больного типа или силы выраженности;
- Не восстанавливающий сон;
- Плохое самочувствие после нагрузок, длящееся более 24 часов.
Диагноз основывается на наличии перечисленных признаков и исключении иных патологических форм. Поскольку подобные симптомы могут быть следствием ряда других заболеваний (таких как заболевания щитовидной железы, анемии, органические депрессии), в первую очередь следует провести необходимые исследования, исключающие данные заболевания. У отдельных пациентов проявления СХУ могут сочетаться с симптомами других патологических состояний, например, фибромиалгии или синдрома раздраженной толстой кишки. В таком случае ставится диагноз, соответствующий наиболее выраженным и дезадаптирующим пациента симптомам. Страдающие СХУ часто имеют сопутствующие депрессивные проявления, которые также следует отражать в диагнозе.
Лечение синдрома хронической усталости
Таким образом, хроническая усталость, утомление (астения) вне зависимости от происхождения (дистресс, СХУ) характеризуются нарушениями функций регуляторных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной) и сочетаются с изменениями метаболизма. Данные метаболические нарушения, в свою очередь, могут являться факторами, поддерживающими состояние хронической усталости. Комплексное лечение хронической усталости, помимо специфических методов (поведенческая терапия, препараты психотропного ряда), должно включать препараты, влияющие на метаболизм, улучшающие тканевой обмен и повышающие устойчивость основных физиологических систем к повреждающему действию стрессовых факторов. Этим требованиям наиболее соответствует препарат Геримакс (фармацевтическая кампания Никомед), созданный на основе женьшеня.
С 1960 года опубликовано более 70 научных работ, доказывающих высокий терапевтический эффект женьшеня. Многие из этих клинических испытаний проводились с использованием препарата Геримакс, который, как было установлено, обладает широким спектром фармакологического и терапевтического действия. Эти свойства препарата обусловлены содержанием в нем большого количества биологически активных веществ, полученных из женьшеня — в частности, витаминов группы B и E, таких микроэлементов, как марганец, медь и цинк, а также полисахаридов, стеролов, органических кислот, флавоноидов и эфирных масел.
Но высокий адаптогенный эффект женьшеня, в первую очередь, связан с содержащимися в нем гинзенозидами — биологически активными веществами рода гликозидов.
Уникальность препарата Геримакс заключается в особом экстракте женьшеня (Gerimax Ginseng Extract — GGE), из которого он изготовлен. Дело в том, что содержание различных биологически активных веществ в обычном экстракте зависит от используемого растительного сырья, качество которого непосредственно связано с условиями его культивации, регионом произрастания и т. п. Следовательно, невозможно гарантировать одинаковый состав всех препаратов, изготовленных на основе обычного экстракта. После 20 лет интенсивных исследований и клинических испытаний различных комбинаций активных ингредиентов в Дании был создан стандартизованный экстракт GGE, состав которого всегда одинаков как по качеству, так и по количеству активных компонентов. Это выгодно отличает Геримакс от множества других аналогичных средств, содержащих женьшень. Следует отметить и то, что комбинация GGE была разработана в соответствии с требованиями международных стандартов «Качественной производственной практики» (GMP), а эффективность препарата клинически доказана рядом испытаний, проведенных по стандартам «Качественной клинической практики» (GCP).
Стандартизация экстракта позволила провести систематизацию клинических исследований, подтверждающих эффективность и безопасность препарата Геримакс с учетом основных принципов и положений доказательной медицины. Доказано, что Геримакс способствует повышению физической и умственной работоспособности, улучшает память и повышает концентрацию внимания, укрепляет иммунную систему, стабилизирует уровень сахара в крови при диабете 2 — го типа, повышает тонус и настроение.
Препарат Геримакс представлен в двух видах: Геримакс Женьшень (содержит 200 мг чистого экстракта GGE) и Геримакс (85 мг экстракта женьшеня GGE и сбалансированный комплекс 17 витаминов и микроэлементов, способных полностью восполнить их дефицит в организме взрослого человека). Рекомендуемый курс приема — 2 месяца. Первый положительный эффект применения Геримакса наблюдается к концу первой недели, а максимальный эффект отмечается через 21–28 дней.